;

Уважаемые волжане!

Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета", призвано упорядочить процесс предоставления отчетности в статистические органы.

Согласно данному Постановлению утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета.

Прежде всего, респонденты - юридические лица, их филиалы и представительства, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, которые обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Субъекты официального статистического учета - федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством РФ. Таковыми являются Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и ее территориальные органы в субъектах РФ. Это следует из Положения о Федеральной службе государственной статистики (далее - Положение о Росстате). Согласно ему именно Росстат является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством РФ, функции - по контролю в сфере государственной статистической деятельности.

Первичные статистические данные (ПСД) - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (п. 7 ст. 2 Федерального закона N 282-ФЗ). Юридические лица, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций, а также предприниматели без образования юридического лица, действующие на территории РФ (в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности), представляют ПСД в обязательном порядке (п. 3 Положения).

Административные данные (АД) - используемые при формировании официальной статистической информации документированная информация, получаемая органами государственной власти, местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством РФ (п. 6 ст. 2 Федерального закона N 282-ФЗ).

В Положении приведены условия, которые должны выполняться при обязательном предоставлении первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (п. 2 Положения).

Для респондентов - субъектов малого и среднего предпринимательства установлен упрощенный порядок представления ПСД в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 209-ФЗ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся сплошные и выборочные статистические наблюдения .

Причем, микропредприятия обследуются не чаще чем раз в год, малые и средние - ежемесячно и (или) ежеквартально. Что касается ответственности за предоставление статотчетности, то в соответствии с п. 5 Положения № 620 руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица.

Если уполномоченное лицо не назначено, ответственным за представление статистической информации является руководитель предприятия. В соответствии с законодательством Российской Федерации первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, предоставляются респондентами на бумажных носителях или в электронном виде. Однако в настоящее время только наиболее продвинутые пользователи могут предоставлять статистическую отчетность в электронном виде, для этого они должны иметь соответствующее программное обеспечение, а субъект официального статистического учета при этом предоставляет такую возможность. Важность своевременного и точного представления статистической информации обусловлена тем, что в случае нарушения респонденты несут административную ответственность, предусмотренную законодательством РФ (п. 14 Положения).

Согласно ст. 13.19 КоАП РФ нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.

Представлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.19 КоАП РФ, рассматривают территориальные органы Росстата (ст. 23.53 КоАП РФ) в лице руководителей или их заместителей.

При этом осуществлять государственный контроль в области государственного статистического учета и составлять протоколы об административных правонарушениях допускается служащим, замещающим должности начальника отдела и заместителя начальника отдела в территориальных органах Росстата и непосредственно выполняющим возложенные на них функции сбора статистической информации, включая бухгалтерскую отчетность (п. 1 Постановления Госкомстата России от 07.02.2003 N 36).

Кроме того, за нарушения порядка представления годовой бухгалтерской отчетности может быть применена ст. 19.7 КоАП РФ, согласно которой непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на предпринимателей в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц - от 300 до 500 руб.; на юридические лица - от 3000 до 5000 руб.

Так по сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (далее Волгоградстат) в прошлом году по ст.13.19 КоАП РФ возбуждено 92 дела об административном правонарушении. Из них 78 дел возбуждены посредством составления начальниками отделов Волгоградстата протоколов об административных правонарушениях (для сравнения, в 2009 году – 11), остальные 14 – возбуждены органами прокуратуры. На большинство должностных лиц (72 лица), в отношении которых возбуждалось дело, наложен административный штраф в размере 3 000 рублей (в исключительных случаях – 5 000 рублей). Ни одно постановление Волгоградстата не было отменено после нескольких случаев обжалования (2010 году обжаловались 3 постановления). В этом году число возбужденных дел по этой же статье по состоянию на 15 июня 2011 года превысил 48 (из них 28 возбуждено прокуратурой). Наложен административный штраф на 44 должностных лица. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.4 ч.1 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)», 19.5 ч.1 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)», 19.6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения» и ст.19.7 «Непредоставление сведений (информации)» рассматриваются мировыми судьями на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами Волгоградстата, уполномоченными оформлять протоколы о данных правонарушениях (начальники или их заместители). Согласно письма от 07.06.2011года № 7-10-2011 по представлениям Волгоградстата прокуратурой Советского района г.Волгограда в мае текущего года проведена проверка исполнения требований законодательства о предоставлении годовой бухгалтерской отчетности в органы госстатистики, в результате которой прокуратурой предъявлено в Советский районный суд г.Волгограда 160 исков о понуждении юридических лиц (респондентов) представить в Волгоградстата годовую бухгалтерскую отчетность за 2010 год (на основании ст.15 129-ФЗ от 21.11.1996г. «О бухгалтерском учете»). Внесено 10 представлений об устранении нарушений действующего законодательства, в результате чего привлечено к дисциплинарной ответственности 5 должностных лиц. 15 производств возбуждено Прокуратурой Советского района по ст.19.7.КоАП РФ, их них 4 дела рассмотрены и 4 должностных лица привлечены к административной ответственности (наложен штраф 300 рублей).

Также 12 руководителям организаций прокуратурой Советского района объявлены предостережения о недопустимости нарушения законодательства. Таким образом, нельзя не заметить, что ответственность за нарушение порядка предоставления статистической информации (в том числе непредоставления данных в установленный срок, предоставление недостоверных данных) может повлечь наложение достаточно серьезного административного штрафа, а, учитывая тот факт, что некоторым предприятиям и организациями приходится направлять не один статистический отчет в год, административные взыскания только за нарушение требований законодательства в сфере статистического могут вылиться в немалую сумму.

menu
menu